
Светодиоды обладают множеством достоинств и постепенно находят свое применение в самых разных областях. Освещение картин и предметов искусства (музейное освещение) не остается в стороне от технологического прогресса.
Различные предметы искусства и, в частности, картины требуют к себе максимально бережного отношения. Во-первых, должно быть исключено действие инфракрасного освещения. Если использовать неспециализированные лампы накаливания или галогенные лампы накаливания, освещаемый объект может выгорать. Поскольку светодиоды не имеют в спектре своего излучения инфракрасной составляющей, то они безопасны для предметов искусства. Что касается потребляемой мощности, то по этому показателю любые типы ламп накаливания серьезно уступают светодиодам. Особенно это играет роль при освещении крупных экспозиций. Во-вторых, светодиоды исключают влияние ультрафиолета. До недавнего времени большую популярность при освещении предметов искусства находили люминесцентные лампы. Но причина излучения этих источников света – пары ртути, а, следовательно, присутствует ультрафиолетовая составляющая. Светодиоды по своему действию принципиально отличаются от люминесцентных ламп – они не содержат ртуть, т.е. излучение светодиодов безопасно для выставляемых экспонатов.
Помимо такого важного параметра, как безопасность, стоит упомянуть о разнообразии вариантов подсветки. Для примера возьмем картину. Существует несколько основных правил их подсветки. Если полотно небольшое, используют навесной светильник небольших размеров. Разнообразие таких светодиодных светильников достаточно велико, чтобы удовлетворить любые эстетические потребности. Если картина имеет принадлежность к современному искусству, то чаще всего выставляется без рамы и требует освещения не только сверху, но и со всех сторон. С этой задачей также легко справляются светодиоды. Очень большие картины должны освещаться лампами, удаленными от стены. Чаще используют светильники, как бы «склоняющиеся» с потолка с возможностью вариации угла освещения. При таком положении осветительных приборов удается избежать теней на полотне. Светодиоды, обладая хорошей световой отдачей, обеспечивают достаточные уровни освещенности залов с подобными картинами. Здесь надо сказать и о светильниках, применяемых при освещении фотографий. При работе с такими предметами искусства, важно избежать появления бликов. Идеально, если яркость ламп может меняться. Светодиодные источники света обладают здесь явным преимуществом: яркость светодиодов может варьироваться. При этом световой поток светодиода остается стабильным, а срок службы – неизменно высоким.
Нельзя забывать и о таком важном понятии, как общий индекс цветопередачи Ra. Именно этот показатель влияет на зрительное восприятие предметов искусства. Низкие значения индекса цветопередачи используемых источников света способны исказить восприятие даже самых талантливо написанных картин. Благодаря появлению RGB-светодиодов белого свечения у проектировщиков музейного освещения появилась возможность создавать принципиально новое освещение предметов искусства. Во-первых, появилась возможность подбирать цветность излучения для каждого конкретного шедевра индивидуально. Например, сейчас проходит испытания светодиодные светильники, созданные по заказу Лувра специально для освещения картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Во-вторых, при создании многокристальных RGB-светодиодных светильников есть возможность повысить и без того хорошие значения общего индекса цветопередачи. Ведутся исследования, в ходе которых этот показатель имеет хорошие шансы приблизиться к 100. Т.е. светодиодные лампы с таким Ra смогут обеспечить наилучшую цветопередачу освещаемого объекта.
Выводом по перспективам светодиодов в освещении картин и других предметов искусства, может служить следующее утверждение. Перед светодиодными осветительными приборами в сфере музейного освещения с развитием технологических процессов открывается широкий простор для применения.